В последнее время тематика преступлений в сфере информации (или так называемых “информационных преступлений”) привлекает повышенный интерес как ученых – теоретиков, так и практических работников уголовно – правовой сферы. И этот интерес совершенно оправдан, поскольку реалии современного общества таковы, что уже сейчас можно со всей уверенностью констатировать: зависимость существования подавляющей части мирового сообщества от информационной составляющей является практически абсолютной.
Данная тенденция детерминирована, в частности, такими факторами, как технический прогресс и глобализация, остановить которые в настоящее время вряд ли возможно. В этой связи, руководствуясь соображениями необходимости своевременной оптимизации нормативной базы, регламентирующей уголовно – правовой аспект информационных отношений, некоторые исследователя делают кажущийся очевидным вывод о возможности выделения информационных преступлений в отдельную главу УК РФ, полагая, что именно таким образом данная категория преступлений сможет занять подобающее ей “… самостоятельное место в системе Особенной части УК”[1]. На наш взгляд, подобные предложения являются небесспорными.
Как известно, в теории уголовного права объектом уголовно – правовой охраны принято считать общественные отношения, охраняемые действующим уголовным законом. При этом выделяют объект уголовно – правовой охраны и объект преступления, поскольку первый появляется после вступления в силу уголовного закона, а последний – лишь тогда, когда начинает осуществляться преступное посягательство на конкретное общественное отношение[2].
В свою очередь, такой объект общественных отношений, как информационная безопасность, определен законодателем как состояние защищенности ее (РФ) национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства (разд. I, п. 1, абз. 2 Доктрины информационной безопасности РФ).
Существующая в теории уголовного права классификация видов объектов преступлений “по вертикали” подразделяет их на: 1) общий; 2) межродовой; 3) родовой; 4) групповой; 5) видовой и 6) непосредственный[3].
Что касается классификации видов объектов преступлений “по горизонтали”, наиболее адекватно отражающей структуру действующего УК является позиция, в соответствии с которой деление по горизонтали должно осуществляться на уровне родового, группового или видового объектов[4].
В большинстве случаев преступление наносит непосредственный вред какому – либо объекту, например, здоровью, чести, достоинству и т.д. Однако в действительности нередко при совершении конкретного преступления вред причиняется не одному, а сразу нескольким видам общественных отношений, каждое из которых лежит в плоскости разных видовых и родовых объектов. В подобных случаях принято говорить о многообъектных преступлениях.
Следует, однако, заметить, что уголовно – правовое значение каждого из них далеко не одинаково. В этой связи целесообразно использовать вышеназванную классификацию с целью разграничения нескольких объектов, одновременно нарушаемых преступлением, на основной, дополнительный и факультативный[5]. Указанное деление в качестве критерия их разграничения предусматривает признак причинения вреда (создания опасности причинения вреда) соответствующему объекту – совместно с посягательством на основной объект.
В сформулированном законодателем определении понятия “информация”, в соответствии с подп. 1 ст. 2 Федерального Закона РФ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” представляющем собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, речь ведется о любых сведениях, вне зависимости от их принадлежности и источника возникновения.
Очевидно, что общественные отношения в самом общем значении этого понятия имеют место лишь в случае, когда два или более участника общественной жизни, движимые своими личными потребностями и интересами, вступают друг с другом во взаимоотношения по поводу определенного, объективно существующего либо предполагаемого материального либо нематериального блага (явления, процесса), способного удовлетворить их действительные или искаженно представляемые потребности и интересы[6]. То есть речь идет, прежде всего, о взаимоотношениях двух или более субъектов – участников общественной жизни.
Взаимоотношения, однако, немыслимы без обмена информацией между их субъектами. Причем характер такого информационного обмена, равно как и средства, используемые при этом, принципиального значения не имеют. Иначе говоря, совершенно не важно, каким образом происходит передача информации – вербально ли, не вербально, тактильно или каким – либо иным образом. Главное, чтобы при передаче информации ее получатель смог воспринять содержание сообщения хотя бы в общих чертах таким, каким его сформулировал отправитель информации. Другими словами, отправитель и адресат должны находиться в одном информационном поле и оперировать тождественными либо сходными понятиями, поскольку в противном случае общение просто не состоится, субъекты не смогут понять друг друга[7].
Из вышесказанного следует, что информация в самом общем виде является необходимым компонентом любого общественного отношения, представляя собой не что иное, как универсальное средство коммуникации. Следовательно, являясь неотъемлемым элементом любого общественного отношения, информация тем самым автоматически входит и в состав понятия общего объекта преступления.
Данный вывод позволяет сформулировать ряд вытекающих из него утверждений:
1. преступное посягательство на любой объект уголовно – правовой охраны с точки зрения формальной логики означает, в том числе, и нарушение информационного компонента соответствующего объекта.
2. большинство преступных посягательств нарушают общественные отношения в области обеспечения информационной безопасности России.
Информационная безопасность как объект преступления с учетом приведенных классификаций (или делений объектов “по вертикали” и “по горизонтали”) имеет ряд специфических особенностей:
1. как понятие в “чистом виде”, информационная безопасность нормами УК не предусмотрена. Иначе говоря, формально УК не содержит ни межродового, ни родового, ни группового, ни видового, ни непосредственного объекта с названием “информационная безопасность”;
2. лексические компоненты исследуемого понятия – термины “безопасность” и “информация” – достаточно широко используются в конструкциях УК. Так, например, хотя в Общей части УК термин “информация” встречается только 1 раз – в ч. 5 ст. 33, в Особенной части УК они используются в общей сложности 36 раз (а именно – в названии главы 28; названиях ст. 140, 144, 1851, 189, 237, 272, 287, а также в диспозициях ч.1 ст. 137, 144, 185, 189, 195, 237, 272, 273, 274, 282, 287, ч. 2 ст. 129, 130, 138, 280, 354, ч. 3 ст. 138, 140, 189, в диспозиции ст. 1851);
3. Термин “безопасность” в Общей части УК встречается 6 раз (а именно – в диспозициях ч. 1 ст. 2, 7, 57, ч. 4 ст. 83, ч. 5 ст. 78). В Особенной части УК данный термин встречается в общей сложности 41 раз (а именно – в названиях разделов: IX, XII; названиях глав: 24, 27, 29, 34; названиях ст. 215, 216, 217, 219, 238, 248, 263, 269, 311, 320, 343; в диспозициях ч. 1 ст. 143, 205, 215, 216, 217, 219, 238, 248, 253, 263, 268, 269, 275, 281, 311, 320, 340, 341, 343, ст. 276, 317);
4. помимо терминов “безопасность” и “информация”, являющихся очевидными составными компонентами исследуемого понятия, контекстно – терминологический (содержательный) анализ конструкций УК приводит к выводу о том, что информационная безопасность являет собой совокупность самых разнообразных отношений, содержащих в качестве своего неотъемлемого элемента информационный компонент, представленный рядом терминов, используемых нормами УК, относящихся к различным элементам состава преступления и указывающих на исследуемый объект. Наиболее ярко информационную безопасность характеризуют такие элементы состава преступления, как предмет и деяние.
Так, к предмету преступлений в информационной сфере относятся (указывают на него) такие термины, как: “сведения”, “данные”, “тайна”, “документы”, “материалы”, “технология”, “факты”, “явления”, “сущность”, “носитель”, “ЭВМ”, “система ЭВМ”, “сеть ЭВМ”, “средства связи”, “киноматериалы”, “видеоматериалы”, “показание”, “заключение”, “перевод”, “подпись”, “бюллетень”, “знак”, “марка”, “маркировка”, “клеймо”, “лицензия”, “номер”, “рецепт”, “наименование”, “идентификация”, “штамп”, “печать”, “паспорт”, “список”.
К противоправному деянию против информационной безопасности могут быть отнесены следующие термины: “разглашение”, “распространение”, “публикация”, “объявление”, “рекламирование”, “демонстрация”, “издание”, “донос”, “утрата”, “присвоение”, “призыв”, “фальсификация”, “обман”, “порча”, “декларирование”, “отказ”, “уклонение”, “регистрация”, “получение”, “передача”, “собирание”, “использование”, “сбыт”, “похищение”, “выдача”, “хранение”, “подделка”, “подлог”, “внесение”, “утверждение”, “уничтожение”, “блокирование”, “модификация”, “копирование”, “искажение”, “изменение”, “нарушение”, “предоставление”, “содержание”, “доступ”, “сокрытие”, “клевета”, “исправление”. Названные понятия указывают на исследуемый объект при рассмотрении их в контексте информационных отношений.
Рассмотрим в качестве примера использование в диспозиции ч. 1 ст. 249 УК термина “распространение”. “Нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия …”, очевидно, не имеет ничего общего с посягательством на общественные отношения в сфере обеспечения информационной безопасности России. Однако тот же термин в диспозиции ч. 1 ст. 129 УК: “Клевета, т.е. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию …”, напрямую связан с посягательством, нарушающим такой объект уголовно – правовой охраны, как неприкосновенность интересов личности в информационной сфере, поскольку интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность (абз. 3 п. 1 разд. I Доктрины);
5. общее число вхождений в нормы УК (в том числе в названия разделов и глав) вышеназванных терминов, составляющих содержание понятия “информационная безопасность” в контексте информационных отношений, по нашим подсчетам составляет 257 случаев, а вместе с базисными понятиями “информация” и “безопасность” – 381[8].
С учетом выявленных особенностей исследуемого понятия можно сделать следующий вывод: информационная безопасность как объект уголовно – правовой охраны не только фактически существует в УК, но и, судя по частоте использования в Кодексе понятий – компонентов, составляющих сущностное содержание отношений в сфере обеспечения информационной безопасности России, является одним из наиболее распространенных объектов уголовно – правового регулирования, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с положением ст. 1 УК, уголовное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс, который основывается на Конституции и общепризнанных принципах и нормах международного права.
В.А. Якушин, комментируя данную норму УК, в частности отмечает, что в ст. 1 УК зафиксировано исключительно важное положение, в соответствии с которым уголовное законодательство предстает в виде определенной системы[9].
По самым приблизительным подсчетам, Особенная часть содержит не менее 71 нормы, предусматривающей самые разнообразные составы преступлений, посягающих на отношения в информационной сфере. При этом указанное количество норм было выделено нами из множества других по такому основанию, как присутствие в диспозициях данных норм явного указания на те или иные термины, относящиеся к предмету преступления, противоправному деянию и т.п.
В связи с изложенным, уголовная ответственность за правонарушения в информационной сфере определяется рядом статей УК, расположенных в различных разделах и главах. Таким образом можно констатировать, что, несмотря на отсутствие в нормах УК такого понятия, как информационная безопасность в “чистом виде”, фактически исследуемое понятие растворено в целом ряде норм, расположенных в самых различных главах и разделах Особенной части УК, присутствуя в соответствующих диспозициях в виде составляющих его сущность терминов – компонентов, таких как “разглашение”, “распространение”, “данные”, “документы” и т.д.
При этом, с одной стороны, учитывая тот факт, что круг норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления, посягающие на такой объект, как информационная безопасность, чрезвычайно широк (такие нормы есть практически в каждом разделе Особенной части УК), не приходится говорить о реализованном в Кодексе системном подходе в обеспечении охраны общественных отношений в области информационной безопасности (слишком велико различие в объектах уголовно – правовой охраны, содержащихся в различных разделах, главах, группах, подгруппах и т.д.).
Однако, с другой стороны, помня о том, что уголовное законодательство, в том числе УК, предстает в виде определенной системы, реализованной законодателем в структуре данного нормативного акта (триада ценностей: личность, общество, государство), принимая во внимание специфику феномена информации как универсального средства коммуникации и легальное определение информационной безопасности РФ как состояния защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства, можно обоснованно утверждать, что использованный в УК механизм обеспечения информационной безопасности множеством норм, предусматривающих охрану тех или иных информационных компонентов исследуемого понятия, есть не что иное, как система обеспечения информационной безопасности совокупностью указанных норм.
В связи с изложенным, традиционное для исследований уголовно – правовой тематики предложение по совершенствованию законодательной техники посредством объединения анализируемых норм в одну главу с названием “Преступления в информационной сфере”, “Информационные преступления” или “Преступления против информационной безопасности”, в данном случае представляется совершенно ненужным, ибо слишком глобальными были бы соответствующие изменения в УК, поскольку перегруппировка свыше 70 норм в пределах Особенной части Кодекса представляет немалую трудность.
Действительно, в случае указанной перегруппировки в общую главу неизбежно попадут объекты самых разных уровней деления объектов “по вертикали”. Соответственно, принимая во внимание тот факт, что деление “по горизонтали” осуществляется на уровне родового, группового или видового объектов, единый основной объект такой множественности норм вряд ли возможно будет выделить. Кроме того, учитывая такое фундаментальное свойство информации, как универсальность, т.е. способность отражать любые явления и процессы, логичным представляется выявленный механизм обеспечения информационной безопасности совокупностью норм, расположенных на самых различных уровнях общественных отношений, предусмотренных иерархией объектов, реализованных в структуре Особенной части УК.
Однако исследование вопроса о месте норм об информационной безопасности в системе уголовного законодательства России, заканчивающееся констатацией нецелесообразности объединения анализируемых норм в одну главу типа “Преступления против информационной безопасности”, было бы неполным, поскольку одной из важнейших задач научного исследования является формулирование предложений по совершенствованию законодательства. Принимая во внимание тот факт, что подавляющее большинство исследуемых норм находится в разделе VII – преступления против личности, представляется обоснованным предложение о введении в состав Особенной части УК общей нормы, предусматривающей уголовную ответственность за преступление против информационной безопасности личности.
Диспозиция такой статьи, которую, по нашему мнению, следует расположить в главе 19 – ст. 1361 “Нарушение информационной безопасности личности”, должна иметь следующую формулировку: “Противоправные сбор, хранение, использование или распространение информации, затрагивающей конституционные права и свободы лица, совершенные без его согласия, а равно необеспечение возможности ознакомления лица с такой информацией, собранной в установленном законом порядке, наказываются … ”.
Что же касается двух других аспектов информационной безопасности, а именно – интересов общества и государства в информационной сфере, то, на наш взгляд способом обеспечения надлежащего уровня уголовно – правовой охраны данных отношений могло бы послужить введение в состав диспозиции ч. 1 ст. 63 УК дополнительного пункта “л1”, предусматривающего специальное обстоятельство, отягчающее наказание за совершение любого преступления, сопряженного с незаконным использованием информации, сформулированное следующим образом: “совершение преступления с использованием информации, затрагивающей законные права и интересы личности, общества или государства в информационной сфере”.
Кроме того, с учетом изложенного, представляется обоснованным такой вариант уточнения текста УК с целью надлежащего закрепления в Общей части значимости и актуальности обеспечения защиты информационного компонента общественных отношений: ч. 1 ст. 2 УК (несмотря на несовершенство использованного законодателем в ее конструкции открытого перечня объектов уголовно – правовой охраны, относящихся к различным разделам и даже главам УК) необходимо изложить в следующей редакции: “Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка, личной, общественной и государственной безопасности, в том числе информационной, окружающей среды …”. Только в таком случае, принимая во внимание природу феномена информации и ее присутствие практически в любом общественном отношении, информационная безопасность РФ будет надлежащим образом защищена средствами уголовного права.
[1] См.: Букалерова Л.А. Необходимо формулирование новой главы УК РФ “Информационные преступления” // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы Пятой Международной научно – практической конференции 24 – 25 января 2008 г. М., 2008. С. 403.
[2] См.: Уголовное право России. Часть Общая / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. М., 2005. С. 125 – 129 (автор главы 6 – И.Я. Козаченко).
[3] См.: Кругликов Л.Л. Практикум по уголовному праву. Общая часть. Особенная часть. М., 2002. С. 22 – 23.
[4] Там же. С. 23.
[5] См.: Уголовное право России. Часть Общая / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. С. 126.
[6] См.: Уголовное право России. Часть Общая / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. С. 125 – 129.
[7] См. об этом подробнее: Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. для вузов. СПб., 2005. С. 200 – 247.
[8] См. об этом подробнее: Калмыков Д.А. К вопросу о месте информационной безопасности в законодательной регламентации экономических преступлений // Актуальные проблемы юридической ответственности за нарушения в сфере экономической деятельности и налогообложения. Ярославль, 2004. С. 126 – 128.
[9] См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. С. 3 – 5 (автор комментария к ст. 1 – В.А. Якушин).