Телефон в Ярославле: +7 (4852) 33-23-66
Будни: 9:00-18:00

НОВОСТИ

Авто без водителя и дрон: что надо знать о ДТП с беспилотниками
07.03.2023
Авто без водителя и дрон: что надо знать о ДТП с беспилотниками
x
116

В России нет статистики по ДТП с беспилотниками, да и законодательно эта область урегулирована не до конца. При этом аварии с дронами и машинами на автопилоте на российских дорогах все-таки случаются. И в таких случаях не понятно, кто должен отвечать. Большая часть существующих правил касается летательных аппаратов, а беспилотные авто используют только в формате эксперимента. В статье разбираемся, у кого требовать возмещения ущерба, если в вас врезался транспорт без водителя.

В середине января 2023 года в Воронежской области случилось необычное ДТП: квадрокоптер врезался в лобовое стекло грузовика Volvo. Водитель увидел подлетающий дрон, но из-за высокой скорости движения не успел ничего сделать. Беспилотник влетел в лобовое стекло, ударил водителя по голове, а затем упал ему на колени. По данным МВД, авария случилась, потому что квадрокоптер разрядился. Транспортной компании, которая владеет грузовиком, ГИБДД возместила 280 000 руб. ущерба. Как предполагает телеграм-канал Mash, инспекция с помощью беспилотника следила за обстановкой на дорогах. 

Эта авария — не первое ДТП с участием беспилотного транспорта в России. В 2019 году в Москве беспилотный автомобиль «Яндекса» врезался в легковую машину. В результате столкновения никто не пострадал, а транспорт получил лишь незначительные повреждения. Виновником происшествия признали водителя-испытателя, который сидел за рулем беспилотника. Его отстранили от тестирования. 

Беспилотные устройства все еще редкость на дорогах России. Но как считает вице-премьер Дмитрий Чернышенко, они могут стать частью инфраструктуры уже к 2025 году. А значит, важно разобраться, как работают беспилотники. 

Для чего нужны беспилотники 

Беспилотники — устройства, которые передвигаются автоматически и обычно работают на основе искусственного интеллекта. В зависимости от размера и назначения девайса его могут контролировать удаленно или изнутри (в салоне находится водитель-испытатель). Беспилотными бывают авто и летательные аппараты: квадрокоптеры, самолеты и вертолеты. Их используют, чтобы минимизировать риски для людей, например при оценке масштабов лесного пожара, сэкономить деньги на выплатах зарплат и попасть в труднодоступные места, где сможет пролететь только небольшой дрон.

Беспилотные машины нужны для перевозки грузов и пассажиров. В 2020 году беспилотная «Газель» впервые доставила фрукты и овощи из Владимира в Москву. Движение осуществлялось ночью, оператор страховал автопилот и однажды был вынужден экстренно перехватить управление, но в целом перевозка груза прошла без происшествий. А в мае этого года на платной дороге Москва – Санкт-Петербург должен состояться первый беспилотный грузовой коммерческий рейс под руководством КамАЗа.

Летательные аппараты тоже используют для доставки. В ноябре 2021-го «Почта России», «Аэромакс» и правительство Ямало-Ненецкого автономного округа провели успешные испытания по доставке груза с помощью беспилотного воздушного судна (можно посмотреть видео). Теперь «Почта России» собирается использовать беспилотники для коммерческих задач. Еще квадрокоптеры пригодятся для личных целей, например фото- и видеосъемок, и военных нужд. 

Часто воздушные беспилотники применяют для мониторинга ситуации на дорогах. Аппарат может зафиксировать нарушение ПДД и передать информацию ближайшему экипажу ДПС. Качество съемки позволяет распознать госномер авто и доказать вину. В Красноярском крае во время тестирования девайса сотрудники ГИБДД привлекли к ответственности двух водителей, которые выехали на встречную полосу. 

А в конце 2022 года в РФ впервые сертифицировали сразу несколько беспилотных вертолетов. По словам директора Ростеха Сергея Чемезова, их собираются использовать для мониторинга местности, лесоохраны, сельского хозяйства, поисково-спасательной деятельности. 

Законодательное регулирование

О необходимости развития нормативной базы для беспилотников президент Владимир Путин заявил еще в 2017 году. Но сегодня законодательно регулируются только летательные аппараты.

Так, квадрокоптеры от 150 г до 30 кг ставят на учет, а устройства потяжелее регистрируют (Постановление Правительства от 25.05.2019 № 658, ст. 33 Воздушного кодекса). Больше 30 кг весит военная техника или дроны, которые доставляют грузы. Обычно ими пользуются госорганы и компании. Еще в некоторых случаях для управления беспилотником нужно получить разрешение. Например, если есть желание снимать с квадрокоптера спортивное соревнование, а не просто запустить его во дворе (п. 52(1) Постановления Правительства от 11.03.2010 № 138). Если владелец дрона не соблюдает эти правила, его могут привлечь к административной ответственности по ст. 11.4 КоАП. Максимальный штраф для обычного человека — 50 000 руб., для должностного лица — 150 000 руб., для компании — 300 000 руб., деятельность фирмы могут приостановить на 90 суток. 

Нормативная база относительно беспилотных авто не так сильно развита, поскольку в России подобный транспорт используют редко. Адвокат ЗАО «Сотби» Алексей Лежников считает, что законодательство в этой области будут разрабатывать, когда беспилотные авто начнут массово появляться на улицах российских городов. А юрист Бюро адвокатов «Де-юре» Дан Хоролец не исключает появления новых составов преступлений, связанных с беспилотными аппаратами. 

Первый эксперимент с высокотехнологичным транспортом в РФ стартовал в 2018-м. Бывший премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств». 

Планировалось, что тестовая езда на беспилотниках по обычным дорогам поможет разработать изменения, которые необходимо внести в ПДД для использования таких авто. Тестировать работу транспорта начал «Яндекс»: компания вывела пять устройств на улицы Москвы. А в 2020 году «Яндекс» в партнерстве со Сбербанком, ГАЗом и КамАЗом разработал дорожную карту поэтапного внедрения беспилотников. Предполагалось, что в 2023-м машины без водителя будут перевозить людей и грузы, но пока использование беспилотников все еще находится в тестовом режиме. Изменения в ПДД, связанные с беспилотниками, тоже пока не внесли. 

В марте 2022-го правительство утвердило экспериментальный правовой режим (ЭПР) для применения беспилотного транспорта (Постановление Правительства от 09.03.2022 № 309). Власти разрешили автомобилям без водителя ездить на обычных дорогах. ЭПР продлится до 2025 года и реализуется беспилотниками того же «Яндекса». На 158 улицах Москвы машины будут ездить под контролем водителя-испытателя, а в Иннополисе в Татарстане и технопарке «Сколково» в Московской области — без него, но движение будут мониторить удаленно.

Для участия в ЭПР беспилотные авто должны соответствовать нескольким критериям, как минимум они обязаны «безопасно реагировать на ошибки других участников движения». Что это значит на практике — в документе не написано. Можно предположить, что имеется в виду, например, остановка авто, если человек начал переходить дорогу на красный свет. Есть требования и к водителям-испытателям: у них должен быть стаж как минимум три года. Не посадят за руль беспилотника человека, который за последние три года привлекался к административной ответственности по статьям, предусматривающим лишение прав. 

Попробовать новую технологию на себе могут и обычные люди: «Яндекс» запустил эксперимент по использованию беспилотного такси в столице в окрестностях станций метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк». Цена поездки в нем такая же, как и в обычном. Чтобы поучаствовать в проекте, надо зарегистрироваться. 

ДТП с беспилотником: что надо знать

Беспилотный транспорт сильно расширяет человеческие возможности, например позволяя делать фото с высоты птичьего полета. Но создает и серьезные риски, потому что поведение автоматизированной системы невозможно спрогнозировать на все 100%. В США волна исков обрушилась на компанию Tesla, которая производит беспилотные авто: зарегистрировано больше 1500 споров. Значительная часть дел связана с неполадками в работе искусственного интеллекта, которые приводят к ДТП. По этому поводу с компанией судятся даже акционеры. 

Первая смертельная авария с Tesla случилась в 2016 году. В нее попал сорокалетний житель Флориды Джошуа Браун, который на своем беспилотнике врезался в грузовик с полуприцепом. Авария произошла, когда грузовик резко повернул налево, а машина на автопилоте не успела затормозить. А в 2021-м Tesla на автопилоте сбила водителя, который на обочине менял спущенное колесо на машине.

В РФ аварии с беспилотниками пока редки. Но как гласит известная фраза, предупрежден — значит вооружен. Постановление Правительства от 09.03.2022 № 309 разъясняет, что делать, если попал в ДТП с беспилотником. 

Когда в результате аварии пострадали только авто и оба застрахованы по ОСАГО, то вместо вызова сотрудников ГИБДД аварию можно оформить самостоятельно с помощью европротокола (как это сделать, читайте в статье «Европротокол: правила оформления и частые ошибки»).

Если ДТП случилось из-за действий беспилотника, то виновным могут признать:

-  водителя-испытателя, если он не предотвратил происшествие, хотя мог (например, отвлекся и не смотрел на дорогу); 

-  оператора, который удаленно контролирует движение авто, если авария случилась из-за ошибки в построении маршрута;

-  владельца и специалиста по безопасности, если обнаружились технические неполадки.

Хотя все машины проверяют на соответствие требованиям безопасности и они должны соблюдать ПДД, правительство предусмотрело и худший сценарий — на случай ДТП каждое авто застраховано на 10 млн руб. Из них потерпевшим и выплатят компенсацию. 

Для летающих беспилотников действуют похожие правила. При этом согласно Постановлению Правительства РФ от 24.03.2022 № 458, расследовать происшествия с таким устройством надо по правилам Приложения № 13 к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 года. Документ содержит общие нормы, которые касаются допуска всех заинтересованных сторон к расследованию происшествия. 

Но на самом деле никакие дополнительные нормы для возмещения ущерба в случае аварии с летающим беспилотником не нужны, говорит руководитель практики уголовного и административного права Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Любовь Шебанова. Если владельца привлекли к административной ответственности (например, по уже упомянутой ст. 11.4 КоАП), то пострадавший имеет право на возмещение ущерба. А чаще всего происшествия случаются потому, что владелец квадрокоптера не соблюдал административный регламент: например, управлял дроном в неположенном месте или без необходимого разрешения. 

Так, в деле № 2-1833/2019 Петр Назимов* управлял квадрокоптером рядом с технопарком «Сколково» в Московской области. Он потерял связь с аппаратом, а изображение дрона пропало с монитора. Назимов побежал искать устройство и обнаружил его на асфальте рядом со зданием технопарка. Предположительно, квадрокоптер врезался в торец и повредил восемь элементов фасадного остекления. Технопарк обратился в Муромский горсуд, чтобы взыскать с Назимова 407 504 руб. ущерба. Именно столько стоит замена окон согласно заключению компании «Аскон», которая разрабатывала проект здания. Истец уточнил, что ответчик управлял квадрокоптером без необходимого разрешения и это нарушает ст. 16 Воздушного кодекса («Порядок использования воздушного пространства»).

Назимов возражал. Он посчитал, что заключение компании «Аскон» не доказывает размер ущерба и добавил: чтобы починить здание, ответчик должен обращаться в страховую, а не подавать иск к нему. Ответчик указал, что в деле нет конкретных доказательств, что именно его дрон повредил здание. Суд согласился с такой позицией и отказал в удовлетворении иска. Тогда технопарк написал жалобу во Владимирский облсуд (дело № 33-2006/2020). Апелляционная инстанция решила, что вина Назимова в причинении ущерба доказана. Она подтверждается показаниями свидетелей, которые находились рядом с местом происшествия, и нет оснований им не доверять. А то, что технопарк не сообщил о случившемся в страховую, не освобождает Назимова от обязанности возместить ущерб. Доказательств, что оценка стоимости замены окон не обоснована, ответчик не предоставил. В итоге суд взыскал с Назимова 407 504 руб. С такими выводами согласился и Второй кассационный суд общей юрисдикции. 

* Имя и фамилия изменены редакцией. 


Виктория Яшина

Источник:  https://pravo.ru/auto/story/244948/

Вернуться наверх
8 (4852) 33-23-66