Телефон в Ярославле: +7 (4852) 33-23-66
Будни: 9:00-18:00

НОВОСТИ

Лихачи на самокатах относятся к пешеходам, а отвечать за причинение тяжкого вреда будут как водители
26.06.2024
Лихачи на самокатах относятся к пешеходам, а отвечать за причинение тяжкого вреда будут как водители
x
520

Пленум Верховного суда РФ сделал специальные разъяснения, как наказывать за водительские преступления. Особый вопрос: лихачи на самокатах. Они должны четко уяснить: нельзя гонять так, будто закон им не писан. На самом деле - писан. И не просто закон, а Уголовный кодекс.

Новые разъяснения, касающиеся в том числе лихачей на самокатах, внесены в постановление Пленума Верховного суда РФ "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств", принятое еще в 2008 году.

Но с тех пор в законодательстве многое изменилось. А главное, на наших улицах появились так называемые средства индивидуальной мобильности. Это электросамокаты, моноколеса, гироскутеры и прочее. Увы, очень быстро люди на самокатах сделали все, чтобы слово "самокатчик" в обществе стало ругательством.

Вот свежие данные: только за минувшие выходные сотрудники ГАИ в Москве пресекли более 10,4 тысячи нарушений ПДД со стороны пользователей средств индивидуальной мобильности. Чуть ранее СМИ со ссылкой на департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы сообщали, что с начала года выявлено 135 тысяч нарушений правил пользования электросамокатами. Это было, подчеркнем, еще до минувших выходных, так что к этой цифре можно смело прибавлять 10 тысяч с лишним.

А вот строчки из сводки происшествий. В Москве двое парней залезли на один электросамокат, сбили 9-летнего мальчика и уехали - у ребенка порван язык, разорвана нога и все тело в гематомах.

На Вешняковской улице в Москве мужчина на электросамокате наехал на четырехлетнюю девочку, шедшую с бабушкой по тротуару. Ребенок в тяжелом состоянии госпитализирован.

И так далее, и тому печальнее. В среднем пользователи средств индивидуальной мобильности совершают 220 тысяч поездок в сутки. Об этом сообщает департамент транспорта столицы. То есть огромное количество электросамокатчиков могут стать жертвами или виновниками аварий на дорогах.

Принципиальный вопрос: если от столкновения с лихачом на самокате пострадал человек, то самокатчику грозит уголовная статья. Какая именно - объяснил Верховный суд РФ.

По словам судьи Верховного суда РФ Сергея Абрамова, представлявшего документ, лицо, управляющее средствами индивидуальной мобильности и допустившее нарушение правил безопасности и движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несет ответственность по статье 268 УК РФ "Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта".

Надо сказать, что ответственность по статье 268 УК практически такая же, как и по статье 264 УК. То есть не важно, управлял ли водитель самокатом или автомобилем. Ответственность примерно одинаковая.

Кстати, и раньше судебная практика придерживалась именно такого подхода. В итоге получилось, что электросамокатчики снова по решению Верховного суда стали относиться к пешеходам. При этом отвечать за причинение тяжкого вреда здоровью они будут по полной программе. Как водители транспортного средства.

Стоит отметить, зачем вообще был принят этот документ. Дело в том, что предыдущий был принят еще в 2008 году. Тогда не было очень многих статей и понятий. В частности, на тот момент в законодательстве не было закреплено понятие "Средства индивидуальной мобильности" (СИМ).

Теперь понятие закрепили. Но это не самое важное.

Позиции Верховного суда как раз касаются тех статей, которые появились в Кодексе. Речь идет о новых примечаниях статьи 264 под номерами 2 и 3. Они появились именно для того, чтобы привести Кодекс в соответствие с новым законодательством.

А что же касается привлечения к ответственности, то практически Верховный суд утвердил уже устоявшуюся судебную практику.

Дело в том, что тех же самых электросамокатчиков, которые нарушили правила и сбили человека на пешеходном переходе, согласно решению ВС будут привлекать по статье 268 Уголовного кодекса. По сути, Верховный суд по-прежнему посчитал, что водитель электросамоката или другого электротранспорта остается пешеходом на дороге.

Статья 268 УК предусматривает ответственность именно такого участника. Причем довольно жесткую. Ответственность пассажиров, а также других участников дорожного движения примерно соответствует ответственности водителя. А это от трех до семи лет. В лучшем случае.

Стоит отметить еще несколько нюансов в этом постановлении.

Согласно этому решению Пленума водителей будут привлекать не только за нарушение на дороге. Понятие "Дорога" резко расширяется. Речь идет о любом месте, где транспортное средство может передвигаться. Например, поехал мотоцикл по полю, по пляжу... Задержат любого водителя. И способа отмазаться от ответственности на том основании, что дело произошло не на дороге общего пользования, а, например, в поле не будет.

Понятие "дорога" резко расширилось. Однако стоит обратить внимание и на другие вопросы, рассматривавшиеся на Пленуме. Например, об определении трезвости водителя.

Как пояснил Верховный суд, даже если все приборы и медики показали, что водитель нетрезв, а привлекается он не в первый раз, инспектор все равно должен установить соответствие закону.

Например, водитель один раз попался за рулем нетрезвым. Его осудили, лишили прав. Затем он второй раз попался в руки инспектора нетрезвым. Оформили протокол. И тут этот водитель с запахом перегара снова попался в руки другому инспектору. По закону такого водителя уже можно привлекать по уголовной статье за повторное управление в нетрезвом виде. Суд рассматривает дело, но выясняется, что предыдущее решение суда еще не вступило в силу.

Так вот согласно решению Верховного суда, в подобной ситуации привлечь к уголовной ответственности такого водителя просто нельзя.

 

Владислав Куликов,Владимир Баршев

Источник:  https://rg.ru/2024/06/25/ponaehali.html

Вернуться наверх
8 (4852) 33-23-66