Компании заключили договор транспортной экспедиции, который предусматривает специальный, то есть годичный, срок исковой давности. Но три инстанции не учли это и взыскали неустойку почти в два раза больше. Верховный суд поправил их.
В августе 2015 года компания «Совфрахт» заключила с «Антипинским нефтеперерабатывающим заводом» договор транспортной экспедиции и оказала по нему услуги, а оплату не получила. Соглашение между сторонами предусматривало неустойку за каждый день просрочки оплаты.
В 2018 году спор между сторонами дошел до суда. Три инстанции взыскали с ответчика неустойку в размере 283 млн руб. – именно столько просил истец (дело № А40-219900/2017).
Завод пожаловался в Верховный суд. Заявитель указал: соглашение по своей правовой природе было договором транспортной экспедиции. А это значит, что к спорным правоотношениям подлежит применение сокращенного по отношению к общему годичного срока исковой давности. А это значит, что срок давности по требованию части неустойки в 115 млн руб. истек.
Экономколлегия ВС рассмотрела спор, но отменять решения нижестоящих инстанций не стала.
Максим Вараксин