Телефон в Ярославле: +7 (4852) 33-23-66
Будни: 9:00-18:00

НОВОСТИ

Юрист оспаривает штраф за вождение самоката без прав
20.07.2022
Юрист оспаривает штраф за вождение самоката без прав
x
141

Сотрудники ГИБДД заявили, что мощность электросамоката приравнивает его к мопеду, для управления которым нужны водительские права. По словам истца, мощность транспортного средства правоохранители определили на глаз, найдя похожий самокат в интернете. Опрошенные Право.ru эксперты разошлись в оценке того, корректно ли в принципе относить самокаты к транспортным средствам.

Юрист из Новосибирска Александр Шахаев в судебном порядке требует отменить штраф 5000 руб. за управление транспортным средством без прав (ч. 1 ст. 12.7 КоАП). Его оштрафовали за езду на арендованном электросамокате. Как сам Шахаев, так и компания-арендодатель отрицают, что самокат отвечал характеристикам транспортного средства. При этом штрафы для электросамокатчиков в Новосибирске стали массовым явлением, сообщает портал «Новости Новосибирска».

22 июня инспекторы ГИБДД остановили Шахаева на улице. Когда юрист сообщил, что водительских прав у него нет, на него составили протокол. Самокат увезли с места событий на эвакуаторе. На штрафстоянке, как рассказали правоохранители, скопилось уже около сотни электросамокатов.

Экспертиза по внешнему виду

Сотрудники ГИБДД пояснили, что штрафуют людей на самокатах уже месяц «по новому распоряжению». Основанием для него якобы стала экспертиза, которая показала, что мощность двигателей самокатов, сдаваемых в аренду, выше 250 Вт. Это делает электросамокат, наравне с мопедом, транспортным средством, для управления которым требуются права категории «М».

Позднее Шахаев ознакомился с этой экспертизой. По его словам, экспертно-криминалистический центр ГУВД НСО взял «неизвестно какой и откуда» самокат, описал его внешние признаки и приложил к экспертизе характеристики похожего устройства, которые нашел в интернете. При этом модели, на которой задержали Шахаева, на этих сайтах вообще нет.

«Также в экспертизе нет подписей, нет документов об образовании этих экспертов. Там настолько на скорую руку слеплены все материалы, что я не знаю, честно говоря, откуда у всего этого растут ноги», — недоумевает юрист.

Несмотря на такие странности, Шахаев, возможно, единственный житель Новосибирска, который попытался оспорить такой штраф в судебном порядке. Железнодорожный районный суд Новосибирска уже зарегистрировал его заявление.

Технические ограничения против выводов ГИБДД

В компании Whoosh, самокат которой арендовал Шахаев, рассказали, что используют несерийные самокаты, которые произвели специально по ее заказу. В числе прописанных для них характеристик — мощность, не превышающая 250 Вт. Кроме того, компания провела экспертизу в независимом бюро, которое сертифицировано специально для этих целей, и оно подтвердило, что реальная мощность самокатов в режиме длительной нагрузки даже ниже этого показателя.

Urent — другая фирма по аренде самокатов, столкнувшаяся с проблемами в Новосибирске, — утверждает, что все они проходят реальную экспертизу мощности при ввозе в Россию. Независимое исследование тоже подтвердило, что самокаты, которые предоставляет Urent, не мощнее 250 Вт и не могут ехать быстрее 25 км/ч.

В других регионах ни та ни другая компания с такими претензиями ГИБДД не сталкиваются. Ранее Urent пожаловалась на происходящее в прокуратуру, а также передала в ГИБДД результаты независимой экспертизы, но это пока не дало результатов.

Самокат есть самокат

Пока судебная практика складывается так, что электросамокат действительно могут прировнять к мопедам, рассказала Право.ru Любовь Шебанова, руководитель практики уголовного и административного права Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Уже есть даже оставленные в силе постановления о лишении права управления транспортными средствами за езду на электросамокате большой мощности в состоянии опьянения.

Если у самоката электродвигатель максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки менее 250 Вт, то прав для управления им не нужно, к мопеду его не приравняешь, а управляющий им человек приравнивается к пешеходу. Но при более высокой мощности или максимальной скорости от 50 км/ч для управления им потребуются права категории «М» (или любой другой), а также необходимо носить шлем, подчеркивает Шебанова.


На самом деле все мы понимаем, что когда предусмотрена техническая возможность ограничить скорость у электросамоката, как и у грузовика, то кажется, что вопрос отпал. Такой самокат не мопед.

Любовь Шебанова


В то же время грузовик не перестает быть грузовиком, даже если не может в силу специального воздействия ехать более 70 км/ч. Таким же образом и самокат, даже если конкретная модель ограничена под «пешеходные» нормы, остается транспортным средством, полагает Шебанова.

Нужна отдельная категория

С ней несогласен Алексей Тё, заместитель руководителя Бюро адвокатов «Де-юре» По его мнению, самокаты мощностью свыше 250 Вт относят к мопедам в судебной практике только из-за недостатка регулирования в этой сфере. По сути, это неверно, и такие устройства должны иметь собственную классификацию, полагает Тё.

Верховный суд в решении по делу № АКПИ22-66 назвал самокаты средством индивидуальной мобильности, напоминает эксперт.

Выпуск на рынок мощных электросамокатов, подходящих под характеристики мопедов, для сдающих их в аренду компаний был бы огромным просчетом, считает Тё. «Если за езду на их электросамокатах будут штрафовать, то кто на них будет ездить?» — подчеркнул адвокат.

В этом случае, так как экспертиза ГИБДД и компаний-арендодателей дает противоречивые результаты, исход суда будет зависеть от проведения независимой экспертизы, прогнозирует Тё.

 

Олег Ершов

Источник:  https://pravo.ru/auto/story/241984/

Вернуться наверх
8 (4852) 33-23-66