Телефон в Ярославле: +7 (4852) 33-23-66
Будни: 9:00-18:00

НОВОСТИ

Грубейшие нарушения конституционного права
15.04.2020
Грубейшие нарушения конституционного права
x
263

В Иркутске СИЗО отказывается пускать адвокатов к доверителям без сопровождения сотрудников органов следствия.

Как сообщает «АГ», с 13 апреля администрация ФКУ СИЗО № 1 по Иркутской области препятствует доступу защитников к их доверителям. Как следует из объявления, размещенного на входе в изолятор, «осуществление права на защиту адвокатами в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных <…> в рамках уголовного дела возможно только совместно с сотрудниками следственных органов». Данное распоряжение содержит ссылки на постановления главного санитарного врача ФСИН России от 16 марта и главного санитарного врача ФКУЗ МЧС-38 ФСИН России от 18 марта, а также предостережение прокуратуры Иркутской области от 6 апреля. АП Иркутской области уже обратилась в прокуратуру по данному факту, а несколько защитников подали административное исковое заявление к администрации изолятора. Президент АП Иркутской области Олег Смирнов напомнил, что обвиняемый и защитник вправе иметь свидания друг с другом наедине и конфиденциально, без ограничения их числа и продолжительности. По его мнению, имеющаяся в предостережении прокуратуры от 6 апреля формулировка была воспринята сотрудниками СИЗО № 1 как основание для прекращения допуска адвокатов к доверителям и предъявления явно незаконных требований о реализации права на защиту исключительно в присутствии следователя.

Согласно упомянутому предостережению региональной прокуратуры (есть у «АГ») в связи с угрозой распространения COVID-19 в СИЗО-1 до особого распоряжения, в частности, приостановлены длительные и краткосрочные свидания заключенных; ограничены посещения учреждений ГУФСИН России по Иркутской области представителями органов исполнительной власти, ОНК, адвокатами и иными лицами.

«Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок для возникновения чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей, безопасности труда и других противоправных действиях должностные лица и граждане РФ несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации – административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ», – отмечено в документе.

С ситуациями недопуска к подзащитным уже столкнулись многие адвокаты. 14 апреля адвокаты АП Иркутской области Дмитрий Чумаков и Андрей Степанов обратились в суд по данному факту.

Как сообщил «АГ» Андрей Степанов, 13 апреля сотрудник бюро пропусков СИЗО отказывался пропускать его к начальнику учреждения, мотивируя это тем, что он сам выйдет для дачи пояснений. «Но он так и не вышел и, по всей видимости, не собирался этого делать. Пользуясь моментом, я зашел к начальнику СИЗО-1 г. Иркутска Игорю Мокееву и попросил объяснить причины, по которым не разрешают свидание с подзащитными; допускают свидание с ними только в сопровождении следователя, и как быть, если дело в настоящее время рассматривается судом (как в моем случае), или лицо вообще является осужденным. По всей видимости, начальник следственного изолятора “проговорился”, сначала сказав, что эта мера направлена на ограничение допуска адвокатов к своим доверителям, но потом он поправился, сообщив, что действует по предписанию прокурора области, а в моем случае посоветовал дождаться “снятия карантина с судов, тогда и он снимет свои ограничения”, а если я не согласен, то могу обратиться в суд», – сообщил защитник.

В административном иске (есть у «АГ») адвокаты Дмитрий Чумаков и Андрей Степанов обжаловали предостережение прокуратуры и соответствующее распоряжение начальника следственного изолятора о недопущении адвокатов СИЗО без сотрудников следственных органов и сам факт недопуска. Защитники указали, что право адвоката на посещение лица, содержащегося в условиях следственного изолятора, закреплено на уровне Конституции РФ и федеральных законов. Административные истцы также направили в суд заявление о применении мер предварительной защиты, в котором они просили приостановить действие обжалуемых ими актов.

Тогда же Дмитрий Чумаков направил обращение в АП Иркутской области, в котором уведомил палату о ситуации. «Полагаю, что сложившееся положение в СИЗО № 1 г. Иркутска свидетельствует о прямом нарушении Конституции РФ в части гарантий каждому права на защиту, а также о нарушении профессиональных прав адвокатов Иркутской области. Кроме того, указанные нормативные акты ФСИН не содержат и не могут содержать положений о приостановлении допуска адвокатов в СИЗО, равно как и указанные положения отсутствуют в предостережениях прокуратуры Иркутской области», – отмечено в обращении.

В тот же день президент АП Иркутской области Олег Смирнов направил обращение прокурору Иркутской области, в котором выразил обеспокоенность ситуацией, возникшей в связи с ограничением работы адвокатов в СИЗО-1. «Как следует из многочисленных обращений коллег, с 13 апреля полностью прекращен доступ адвокатов для встреч с доверителями, содержащимися в следственном изоляторе. При этом факты недопуска адвокатов не были связаны с профилактическими мерами, введенными в СИЗО, а также с состоянием здоровья адвоката, в том числе наличием у него повышенной температуры… При этом, по имеющейся информации, карантин на территории СИЗО-1 не вводился, сотрудники органов дознания и следствия беспрепятственно посещают следственный изолятор», – отмечено в документе.

Со ссылкой на ряд положений УПК РФ президент АП Иркутской области напомнил, что обвиняемый и защитник вправе иметь свидания друг с другом наедине и конфиденциально, без ограничения их числа и продолжительности. По мнению Олега Смирнова, имеющаяся в предостережении прокуратуры от 6 апреля формулировка была воспринята сотрудниками СИЗО № 1 как основание для прекращения допуска адвокатов к доверителям и предъявления явно незаконных требований о реализации права на защиту исключительно в присутствии следователя.

«Введенные в СИЗО профилактические мероприятия не должны нарушать конституционное право на защиту содержащихся под стражей граждан. Отказ пропустить к арестованному адвоката является грубейшим нарушением конституционного права на защиту содержащегося под стражей гражданина. Полагаю, что данная конфликтная ситуация может и должна быть оперативно разрешена на региональном уровне», – отмечено в обращении. С учетом изложенного Олег Смирнов попросил прокурора области принять необходимые меры прокурорского реагирования.

Олег Смирнов также сообщил «АГ», что помимо обращения в областную прокуратуру аналогичные документы были направлены палатой в Управление юстиции и ГУФСИН по Иркутской области.

В комментарии «АГ» адвокат Дмитрий Чумаков сообщил, что в условиях пандемии личный прием граждан в надзорных ведомствах не ведется, поэтому единственным потенциально эффективным и оперативным инструментом для защиты нарушенных профессиональных прав адвокатов является административный иск с заявлением о применении мер предварительной защиты в виде приостановления действия оспариваемых решений.

По словам адвоката, большинство его коллег выразили негодование действиями сотрудников СИЗО, но они смирились с «безвыходностью» ситуации. «Имеется неофициальная информация о том, что иркутские адвокаты попросту столкнулись с последствиями бунта в ИК-15, после которого более 300 осужденных были привезены из вышеуказанного пенитенциарного учреждения в СИЗО г. Иркутска, в котором имеются серьезные проблемы с размещением новоприбывших. Аналогичная ситуация с допуском адвокатов, по нашим данным, сложилась в СИЗО-6 г. Ангарска, куда мы планируем попасть с адвокатом Степановым завтра. В случае недопуска в этот следственный изолятор мы будем вынуждены вновь обратиться с административным иском в соответствующий суд», – отметил Дмитрий Чумаков.

В свою очередь адвокат Андрей Степанов отметил, что начальник СИЗО-1 г. Иркутска не вправе ограничивать допуск адвокатов для оказания квалифицированной юридической помощи, поэтому такие действия явно выходят за пределы его полномочий, что приводит к существенному нарушению конституционных прав, предусмотренных ст. 48 Конституции РФ. «13 апреля я также обратился в прокуратуру Иркутской области, чтобы проверить исполнение предостережения заместителя прокурора, на которое ссылается администрация СИЗО-1, принять меры к недопущению нарушений закона и направлению материалов в следственный орган для дачи оценки действий начальника СИЗО-1 с позиции ст. 286 ч.1 УК РФ», – сообщил защитник.

По словам адвоката Романа Кравцова, президент АП Иркутской области Олег Смирнов незамедлительно среагировал на нарушение профессиональных прав адвокатов. «Убежден, что ситуация, сложившаяся на сегодня в СИЗО-1 г. Иркутска, недопустима, поскольку напрямую нарушает конституционное право человека на защиту. Кроме того, нарушены и профессиональные права адвокатов Иркутской области. Подобное “вольное” толкование необходимости соблюдения ограничений в связи с распространением коронавируса незаконно и требует незамедлительной реакции со стороны адвокатского сообщества», – отметил он.

 

Источник:  https://fparf.ru/news/fpa/grubeyshie-narusheniya-konstitutsionnogo-prava-na-zashchitu-soderzhashchikhsya-pod-strazhey-i-prav-a/

Вернуться наверх
8 (4852) 33-23-66