Телефон в Ярославле: +7 (4852) 33-23-66
Будни: 9:00-18:00

НОВОСТИ

Верховный суд предлагает лишь в исключительных случаях отправлять в СИЗО женщин и инвалидов
16.06.2023
Верховный суд предлагает лишь в исключительных случаях отправлять в СИЗО женщин и инвалидов
x
87

Согласно проекту работники государственных юридических бюро будут обеспечивать первичный прием граждан и оказание правовых консультаций, а адвокаты привлекаться к обеспечению представления интересов граждан в судах и иных органах.Один из экспертов «АГ» положительно оценил законопроект, отмечая, что он прописан довольно подробно и в нем отражены все необходимые аспекты и механизмы взаимодействия участников системы БЮП. Другой высказал опасения, что у адвокатов в случае принятия поправок появятся дополнительные обязанности, а у Минюста может появиться рычаг воздействия на субъектов оказания БЮП. Третий считает важным, чтобы система бесплатной юридической помощи оставалась реально действующим механизмом для нуждающихся граждан. В ФПА отметили, что конструкция оказания БЮП, предусматривающая привлечение государственными бюро адвокатов для непосредственного оказания юридической помощи, не нарушает интересов адвокатуры, однако положение об утверждении Минюстом стандарта оказания БЮП для всех, включая адвокатов, вызвало непонимание и возражения, которые были представлены в Правительство РФ.

 

13 июня в Госдуму был внесен проект поправок в Закон о бесплатной юридической помощи (законопроект №379444-8), направленный на совершенствование деятельности по правовому просвещению граждан и оказанию им бесплатной юридической помощи.

Как ранее сообщала «АГ», в октябре 2022 г. Минюст России представил на общественное обсуждение проект поправок в Закон о бесплатной юридической помощи, который, в частности, предусматривал обязательное создание органами государственной власти в каждом субъекте РФ государственного юридического бюро. К моменту внесения проекта в Госдуму он подвергся серьезным изменениям.Поправками предусматривается закрепление в качестве полномочий органов власти субъектов РФ определение порядка взаимодействия государственных юридических бюро с участниками государственной и негосударственной систем БЮП на территории субъекта. Как пояснили авторы поправок, при данной модели оказания юридической помощи работники госюрбюро будут обеспечивать первичный прием граждан и оказание правовых консультаций, а адвокаты привлекаться к обеспечению представления интересов граждан в судах и иных органах.

При этом отмечается, что положения законопроекта, устанавливающие право государственных юридических бюро на организацию порядка взаимодействия участников государственной и негосударственной систем БЮП, не направлены на установление императивной обязанности субъектов РФ по созданию госюрбюро и распространяют свое действие на регионы, в которых уже созданы и функционируют такие бюро либо планируется их создание.

В пояснительной записке указано, что в настоящее время в 48 регионах БЮП оказывают только адвокаты, в 8 субъектах – только государственные юридические бюро, а в 33 субъектах задействованы и бюро, и адвокаты (смешанная модель). Подчеркивается, что данные проведенного Минюстом России мониторинга реализации Закона о БЮП свидетельствуют о том, что наиболее эффективно система оказания бесплатной юридической помощи работает в тех регионах, где созданы государственные юридические бюро. Именно они обеспечивают надлежащий уровень оказания гражданам БЮП, а также правовое информирование и правовое просвещение граждан, полагают авторы поправок. По их мнению, наличие госюрбюро, имеющих в штате профессиональных юристов, оснащенных необходимой инфраструктурой, будет способствовать увеличению числа граждан, обеспеченных бесплатной юридической помощью, позволит в полной мере предоставлять им конституционные гарантии.

В соответствии с законопроектом государственные юридические бюро смогут привлекать к участию в государственной системе БЮП адвокатов. Оказание бесплатной юридической помощи адвокатами, привлеченными госюрбюро, будет осуществляться на основании соглашения о взаимодействии в сфере оказания БЮП, заключаемого между государственным юридическим бюро и адвокатской палатой субъекта РФ.

В первоначальной редакции законопроекта было указано лишь на то, что форма такого соглашения утверждается Минюстом. Однако в итоговом варианте уточняется, что форма соглашения будет разрабатываться при участии Федеральной палаты адвокатов РФ. Также разъясняется, что соглашением должны предусматриваться, в частности, порядок направления в адвокатскую палату субъекта РФ решения о привлечении адвоката для оказания БЮП, в том числе форма указанного решения, а также порядок и сроки назначения адвокатской палатой субъекта РФ адвоката для оказания бесплатной юридической помощи. Из законопроекта исключено пояснение о том, что в случае привлечения адвоката к оказанию БЮП государственное юридическое бюро в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения будет направлять в адвокатскую палату соответствующее уведомление.

Внесенным в Думу проектом поправок также предусматривается, что порядок участия адвокатов в государственной системе БЮП, в том числе порядок отзыва (замены, ротации) адвоката, участвующего в системе, определяется адвокатской палатой субъекта РФ самостоятельно. Кроме того, Закон о БЮП дополняется пояснением о том, что требования к оказываемой адвокатами гражданам бесплатной юридической помощи, порядок взаимодействия Федеральной палаты адвокатов РФ и региональных адвокатских палат с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определяются в соответствии с Законом об адвокатуре.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона о БЮП региональная адвокатская палата ежегодно не позднее 15 ноября должна направлять в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы БЮП. В таком списке указываются регистрационные номера адвокатов в реестре адвокатов субъекта РФ, а также адвокатские образования, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность. Законопроект предусматривает обязанность по направлению данного списка не только в уполномоченный орган, но и в государственное юридическое бюро.

Поправками с целью повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина планируется включить в список участников государственной системы БЮП Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а также региональных уполномоченных по правам человека и по защите прав предпринимателей.

Согласно законопроекту Минюст будет наделен полномочиями разрабатывать стандарт оказания БЮП и обеспечивать мониторинг его соблюдения участниками государственной и негосударственной систем БЮП. В изначальной редакции законопроекта, предложенной Минюстом, планировалось закрепить за уполномоченным федеральным органом исполнительной власти право вносить в Правительство РФ предложения по предоставлению и распределению субсидий между бюджетами субъектов РФ на создание и обеспечение деятельности государственных юридических бюро. Однако впоследствии данное положение было исключено из проекта поправок.

Заместитель председателя Московской коллегии адвокатов «Центрюрсервис» Илья Прокофьев положительно оценил законопроект, отмечая, что он прописан довольно подробно и в нем отражены все необходимые аспекты и механизмы взаимодействия участников системы БЮП. «Отведение центральной роли в данной системе именно государственным юридическим бюро было отражено еще в старой редакции проекта. В новой же редакции данная роль конкретизирована с указанием на то, что первичный прием и консультации будут оказывать именно сотрудники госюрбюро. Адвокаты, таким образом, отведены фактически во “второй эшелон”, который вступает в действие только после государственных юридических бюро», – прокомментировал адвокат.

Данное изменение, как считает Илья Прокофьев, вызывает некоторые опасения в его эффективности и выглядит несколько несправедливым по отношению к адвокатам как участникам системы БЮП. Но только практика применения нового закона покажет, имеются ли в нем погрешности и насколько эффективными являются предложенные механизмы регулирования и взаимодействия, добавил адвокат.

Председатель Коллегии адвокатов «Хмыров, Валявский и партнеры» Ростислав Хмыров обратил внимание на то, что законопроект дополняет ст. 18 Закона о БЮП новым п. 5.1, который содержит порядок направления государственным юридическим бюро решения о привлечении адвоката для оказания БЮП, а также порядок и сроки назначения адвокатской палатой адвоката для оказания такой помощи. «Самое интересное, что такое решение направляется в рамках соглашения о взаимодействии, которое не заключить будет нельзя. Таким образом, адвокатское сообщество путем заключения соответствующих соглашений “добровольно” примет на себя обязанность по выполнению поручений госюрбюро», – полагает он.

Касательно возложения обязанности на адвокатские палаты направлять списки адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы БЮП, в адрес госюрбюро Ростислав Хмыров отметил, что такой список размещается на сайтах региональных администраций и региональных адвокатских палат и находится в свободном доступе. По его мнению, эта обязанность излишняя и устанавливается как некий показатель того, что госюрбюро находится как бы над региональными адвокатскими палатами. Законопроект предусматривает, что все участники государственной системы БЮП осуществляют правовое информирование и правовое просвещение населения в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов, отметил он.

Ростислав Хмыров подытожил, что у адвокатов в случае принятия поправок появятся дополнительные обязанности: ежегодное направление списков адвокатов участников государственной системы оказания БЮП в государственное юридическое бюро; принятие региональными палатами адвокатов поручений от госюрбюро на оказание БЮП гражданам; обязанность по правовому просвещению и правовому информированию граждан. В свою очередь, высказал опасение адвокат, у Минюста может появиться рычаг воздействия на субъектов оказания БЮП, поскольку законопроект предлагает расширить полномочия ведомства в этой сфере.

Партнер КА RMD Егор Филин считает важным реализовать реформу таким образом, чтобы проект «бесплатная юридическая помощь» стал не просто формальностью и исполнением конституционно-социальных ценностей со стороны государства, а реально действующим механизмом для нуждающихся граждан. «На мой взгляд, следовало бы уже давно вдохнуть новую жизнь в БЮП, прежде всего информационной кампанией, потому что многие люди не осведомлены о такой программе. Новый законопроект содержит много дополнений и изменений, которые, полагаю, едва ли найдут положительный отклик у адвокатского сообщества. Проект предлагает установить новые стандарты, механизм взаимодействия “иных сотрудников бюро” с адвокатами, оценочные критерии и т.д., что усложняет текущий порядок оказания БЮП», – высказал мнение адвокат.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, президент АП Воронежской области Олег Баулин отметил, что рассматриваемый законопроект обсуждается с участием ФПА уже более года, за это время он неоднократно изменялся и корректировался. «Постановка вопроса о необходимости оптимизировать систему оказания бесплатной юридической помощи, повысить качество ее работы была полезной и результативной. Внимание Минюста России, других государственных структур к проблемам бесплатной юрпомощи, их обсуждение на различных площадках, включая Петербургский международный юридический форум, повлияли на качество ее оказания, в том числе и адвокатами, позволили использовать наработки государственной системы оказания юридической помощи в других сферах, например при оказании помощи беженцам», – отметил он.  Олег Баулин обратил внимание на то, что изначально основой законопроекта была идея повсеместного создания госюрбюро. Внесенный же в Госдуму документ обязательности создания таких бюро не предусматривает. Однако, по мнению вице-президента ФПА, содержание пояснительной записки позволяет утверждать, что вектор государственной политики в этом направлении не изменился. Тем не менее он полагает, что конструкция оказания БЮП, предусматривающая привлечение государственными бюро адвокатов для непосредственного оказания юридической помощи, а также заключение по данному вопросу соглашений о взаимодействии между бюро и адвокатскими палатами, сущности юридической помощи не противоречит и интересов адвокатуры не нарушает.

«В то же время предлагаемое законопроектом положение об утверждении Минюстом стандарта оказания БЮП для всех ее субъектов, включая адвокатов, вызвало непонимание и возражения, которые были представлены в Правительство РФ. Адвокатское сообщество не без оснований полагает, что в действующем законодательном регулировании разработка любых стандартов адвокатской профессии относится к компетенции Всероссийского съезда адвокатов. Как известно, Стандарт оказания БЮП был в установленном законом порядке разработан и принят XI Всероссийским съездом», – подчеркнул Олег Баулин.

 

Анжела Арстанова

Источник:https://www.advgazeta.ru/novosti/v-gosdumu-vnesen-zakonoproekt-ustanavlivayushchiy-poryadok-vzaimodeystviya-gosyurbyuro-s-advokatami/

Вернуться наверх
8 (4852) 33-23-66