Телефон в Ярославле: +7 (4852) 33-23-66
Будни: 9:00-18:00

НОВОСТИ

ВС объяснил, когда можно вернуть деньги за неисправный автомобиль
31.01.2022
ВС объяснил, когда можно вернуть деньги за неисправный автомобиль
x
141

Женщина купила машину, которая сломалась еще во время гарантийного срока. Она обратилась к дилеру, и автомобиль починили, но через несколько месяцев проблемы появились снова. Тогда покупательница решила вернуть деньги, но ей отказали. Пришлось идти в суд, где ответчиком по делу стал не только продавец, но и импортер некачественной машины.

Летом 2017 года Евгения Крылова* купила Mercedes-Benz C200 4Matic за 3 009 000 руб. в ООО «АБС-АВТО СОЧИ». Через два года, когда еще действовал гарантийный срок, машина сломалась: перестали работать дополнительная аккумуляторная батарея и подогрев правого переднего сиденья, не включались фары дальнего света, задняя и передняя правые фары, отклеились уплотнительные резинки на правых дверях, появились «пинки». 

Крылова обратилась к автодилеру, и машину починили, но спустя несколько месяцев те же проблемы проявились вновь: опять перестали работать фары дальнего света и подогрев правого переднего сиденья, вентилятор климатической системы долго не включался, возобновились те же толчки при переключении передач. На этот раз женщина направила претензию импортеру АО «Мерседес-Бенц РУС», она хотела вернуть деньги за некачественный автомобиль. 

Компания провела экспертизу машины и подтвердила только часть жалоб: не работал подогрев переднего пассажирского сиденья, плохо работала коробка передач. Такие недостатки существенными не посчитали, поэтому деньги Крыловой не вернули. В АО «Мерседес-Бенц РУС» объяснили, что проблемы с коробкой передач «являются эксплуатационным проявлением физических процессов переключения передач». Тогда женщина пошла в суд. В ходе судебного процесса Крылова в порядке ст. 39 ГПК РФ изменила свои требования и в конечном счете просила выплатить ей деньги за покупку машины, неустойку, компенсацию морального вреда, убытки, почтовые расходы, платежи по кредиту, затраты на добровольное страхование машины и жизни, штраф за неудовлетворение требований добровольно в досудебном порядке, а всего около 21 млн руб.

Поломку посчитали незначительной

Дело Крыловой рассматривал Центральный районный суд Сочи. Ответчиками стали ООО «АБС-АВТО СОЧИ» и АО «Мерседес-Бенц РУС». Второго ответчика, импортера, привлекли к делу в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ от 10.11.2011 № 924, которое определило автомобиль как технически сложный товар.

Суд назначил автотехническую экспертизу, которую провела компания «Автолюкс». Эксперты обнаружили неисправность системы подогрева переднего правого сиденья и нехарактерные толчки при переключении передач при подъеме на скорости около 50 км/ч. Причины этих проблем, стоимость ремонта и время для устранения проблем автотехник определить не смог, но указал, что все найденные недостатки не мешают пользоваться машиной дальше, Mercedes можно починить. 

Из-за таких выводов экспертизы суд отказал Крыловой в удовлетворении иска. Она обжаловала решение, но выводы первой инстанции поддержал Краснодарский краевой суд и Четвертый кассационный суд общей юрисдикции. Тогда женщина пошла в Верховный суд с просьбой восстановить сроки для подачи кассационной жалобы, а когда это случилось, то обжаловала сами решения.

Поломка после ремонта — основание для возврата денег

В ВС дело Крыловой рассматривали трое судей под председательством Сергея Асташова. Они отменили решения нижестоящих инстанций и направили дело на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд (дело № 33-44439/2021). Суд сослался на п. 2 ст. 475 ГК, в котором сказано, что покупатель может потребовать вернуть деньги за некачественный товар, если его недостатки проявляются повторно после ремонта. Похожие нормы прописаны в п. 1 ст. 18 закона «О защите прав потребителей» и в Постановлении Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17. 


Главный вывод в том, что существенным недостатком технически сложного товара также является тот недостаток, который повторно проявляется после проведения мероприятий по его устранению. Это самостоятельное основание для возврата потребителем такого товара изготовителю или импортеру. 

Делгира Ходжаева, юрист юридической фирмы Надмитов, Иванов и партнеры


ВС отметил, что так как речь идет о технически сложном товаре, Крылова может вернуть некачественный автомобиль не продавцу, а импортеру и потребовать у него выплаты денег. Суд подчеркнул, что, кроме денег за некачественный Mercedes, Крылова имеет право и на возмещение убытков, причиненных из-за продажи товара ненадлежащего качества. 

ВС отметил, что из-за того, что машина Крыловой сломалась во время гарантийного срока, бремя доказывания ложится на продавца и импортера. Об этом говорит п. 6 ст. 18 закона «О защите прав потребителей». Но ни ООО «АБС-АВТО СОЧИ», ни АО «Мерседес-Бенц РУС» не доказали, что поломка случилась по вине Крыловой.

* Имя и фамилия изменены редакцией.


Виктория Яшина

 

Источник:  https://pravo.ru/auto/story/237925/

Вернуться наверх
8 (4852) 33-23-66